Центр
подрядных
торгов
в строительстве
(495) 181-51-38
Главная / Новостная информация в области закупок / Госдума РФ приняла закон об отсрочке на полгода требований к банкам по гарантиям при госзакупках

Госдума РФ приняла закон об отсрочке на полгода требований к банкам по гарантиям при госзакупках


Госдума РФ на заседании в среду приняла в окончательном, третьем чтении законопроект, устанавливающий отсрочку сроком в 6 месяцев для вступления в силу норм о требованиях к банкам по предоставлению банковских гарантий участникам госзакупок.

Требования к банкам, желающим выдавать банковские гарантии в рамках госзакупок, будут применяться не с 1 января 2018 года, а с 1 июля. Вслед за этим правительство РФ должно будет доработать и принять проект правительственного постановления об утверждении новых требований к банкам-гарантам.

Осенью 2017 года Минфин подготовил проект постановления правительства, определяющего условия, при которых банк может заниматься предоставлением банковских гарантий при госзакупках. Основное нововведение - наличие у банка кредитного рейтинга, присвоенного одним из двух российских рейтинговых агентств, на уровне не ниже "BBB-(RU)" или "ruBBB".

При этом предполагалось, что эта норма вступит в силу с 1 января 2018 года - такая дата была определена законом "О контрактной системе" (44-ФЗ, соответствующая поправка принята летом 2017 года).

Позднее заместитель министра финансов Алексей Моисеев заверил участников рынка, что в последней версии проекта постановления правительства РФ, которое должно утвердить новые требования к банкам-гарантам, срок вступления в силу определен в 6 месяцев с момента официального опубликования.

Требование о наличии национального рейтинга многими участниками финансового рынка было воспринято негативно. "Проблема в том, что большинство российских банков прежде не работали с российскими рейтинговыми агентствами - получали кредитные рейтинги у международных агентств, - отметил тогда уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Михаил Вышегородцев. - Теперь же, обратившись в российские агентства, они не смогут сразу получить соответствующий кредитный рейтинг - они получат вначале самый низкий, который быстро, но не сразу, будет подниматься".

По оценке М.Вышегородцева, со вступлением нового требования в силу с начала 2018 года почти 200 российских банков могут лишиться права предоставлять банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов при госзакупках.

Как сообщалось, правительство РФ и ЦБ в последние два года в рамках реформы рейтинговой отрасли переводят регулирование на рейтинги по национальной шкале. Закон о деятельности рейтинговых агентств, принятый в июле 2015 года, устанавливал переходный период, в течение которого участники индустрии должны были аккредитоваться в Банке России. Для российских юрлиц срок истек 13 января 2017 года, для международных агентств - 13 июля 2017 года. В результате в реестр ЦБ вошли только два из российских агентств - АКРА, созданное в 2015 году при поддержке ЦБ РФ на фоне разворачивавшейся реформы регулирования, и "Эксперт РА".

Иностранные агентства "большой тройки" приняли решение отозвать несколько сотен рейтингов по национальной шкале, ликвидировать (как Moody's) дочерние компании и продолжить работу в РФ в виде филиалов. С 13 июля 2017 года ЦБ и правительство РФ перестали принимать их рейтинги в регулятивных целях. Однако далеко не все банки успели получить рейтинги по национальной шкале от аккредитованных агентств. Так, АКРА сейчас рейтингует 39 кредитных организаций, "Эксперт РА" - 117 банков.