Центр
подрядных
торгов
в строительстве
(495) 181-51-38
Главная / Комментарии специалиста / Как избежать ошибок при размещении заказа

Как избежать ошибок при размещении заказа


Заранее предусмотреть все сложные ситуации, возникающие при размещении заказов, невозможно, а самостоятельно соблюсти все требования закона заказчику, не имеющему штата высококвалифици­рованных специалистов, предоставляется крайне затруднительным.

Однако типовых ошибок вполне можно избежать.

Исчисление сроков заключения контракта

Обращайте внимание на порядок исчисле­ния сроков, предусмотренных Законом № 94-ФЗ.

Например, государственный контракт может быть заключен не ранее, чем через:

■   десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а при проведении закры­того конкурса со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ч. 1.1 ст. 29 Закона № 94-ФЗ);

■  десять дней со дня размещения на Официальном сайте протокола аукциона, а при проведении за­крытого аукциона - со дня подписания протоко­ла аукциона (ч. 1.1 ст. 38 Закона № 94-ФЗ);

■  семь дней со дня размещения на Официальном сайте протокола рассмотрения и оценки коти­ровочных заявок и не позднее чем через двад­цать дней со дня подписания указанного прото­кола (ч. 7.1 ст. 47 Закона № 94-ФЗ);

■  десять дней со дня размещения на Официаль­ном сайте протокола подведения итогов откры­того аукциона в электронной форме (ч. 9 ст. 41.12 Закона № 94-ФЗ).

К сожалению, многие заказчики ошибочно полагают, что течение указанных сроков начи­нается непосредственно в день размещения на Официальном сайте или подписания соответ­ствующего протокола (в случае проведения закрытых торгов). Бытует ошибочное мнение, что положения законодательства позволяют заключать госконтракты в последний день указанных сроков (на десятый или седьмой день соответственно).

При этом согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, на­чинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Кроме того, необходимо обратить внимание, что указанные положения Закона № 94-ФЗ содержат предлог “через”, обозначающий промежуток времени.

Таким образом, указанные сроки представ­ляют собой промежуток времени в десять (для запроса котировок - семь) дней, начина­ющийся на следующий день после размещения на официальном сайте или подписания, в случае проведения закрытых торгов, соот­ветствующего протокола и заканчивающийся через десять (для запроса котировок - семь) полных дней.

С учетом изложенного, согласно требовани­ям законодательства заключение государствен­ных контрактов по результатам размещения заказа возможно не ранее одиннадцатого (для запроса котировок - восьмого) дня после раз­мещения на Официальном сайте или подписа­ния, в случае проведения закрытых торгов, соответствующего протокола.

Внимание к текстам протоколов

Соблюдайте требования к содержанию протоколов, составляемых в ходе размещения заказов. В частности, в соответствии с ч. 8 ст. 41.11 Закона № 94-ФЗ протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме должен содержать решение о соответ­ствии или несоответствии заявок требованиям, установленным документацией об открытом . аукционе, с обоснованием принятого решения и с указанием:

■   положении закона, которым не соответствует участник размещения заказа;

■  положений документации об открытом аукцио­не, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого хчастника размеще­ния заказа;

■ положений заявки на участие в открытом аук­ционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об открытом аукционе.

При этом многие заказчики и аукционные комиссии при оформлении таких протоколов пренебрегают требованиями о необходимости содержания в них обоснования решения о соот­ветствии или о несоответствии заявок на уча­стие в открытом аукционе требованиям, установ­ленным документацией об открытом аукционе, например, ограничиваясь указанием: “заявка на участие в открытом аукционе не соответствует требованиям, установленным документацией об открытом аукционе”, “заявка участника размеще­ния заказа содержит недостоверные сведения” или “участник размещения заказа не соответству­ет требованиям Закона № 94-ФЗ”, и пр.

Однако вне зависимости от обоснованности или необоснованности самого решения, приня­того аукционной комиссией, подобное оформле­ние протокола уже фактически является нару­шением Закона № 94-ФЗ и может повлечь вы­дачу контролирующим органом предписания и привлечение должностного лица заказчика к ответственности, предусмотренной КоАП РФ.

Образец

Правильным оформлением протокола в соответствии с требованиями Зако­на № 94-ФЗ будет, например, следующее: «Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме ООО “  ” при­знается несоответствующей требованиям, установленным п.  документации об от­крытом аукционе в электронной форме в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 41.11 Федераль­ного закона № 94-ФЗ, на основании непред­ставления документов, предусмотренных п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Федерального закона № 94-ФЗ (отсутствует свидетельство СРО)».

Критерии оценки заявок

При установлении критериев оценки зая­вок строго руководствуйтесь постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722. Пра­вила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утв. постановлением Прави­тельства РФ от 10.09.2009 №722 (далее - Правила), предусматривают ряд возможных крите­риев оценки заявок, к каждому из которых установлены соответствующие требования.

Сроки и периоды

Для такого критерия оценки заявок как “сроки (периоды) поставки товара, вы­полнения работ, оказания услуг” п. 54 Правил установлено:

  • “если применяется один срок поставки, разница между максимальным и мини­мальным сроками (периодами) постав­ки не может составлять меньше 25% максимального срока поставки с даты заключения контракта. Для контрактов на выполнение поисковых научно-ис­следовательских работ, срок исполнения которых составляет более 3 лет, разница между максимальным и минимальным сроками поставки не может составлять меньше 10% максимального срока по­ставки с даты заключения такого кон­тракта”;
  • “в случае применения одного срока (пе­риода) поставки устанавливаются мак­симальный срок поставки и минималь­ный срок поставки в единицах измере­ния срока поставки (в годах, кварталах, месяцах, неделях, днях, часах) с даты заключения контракта, при этом мини­мальный срок поставки не может со­ставлять менее половины максимально­го срока поставки”.

Таким образом, разница между максималь­ным и минимальным сроками (периодами) поставки не может составлять меньше 25% (для контрактов на выполнение поисковых на­учно-исследовательских работ, срок исполнения которых составляет более 3 лет - 10%) макси­мального срока поставки с даты заключения контракта, и при этом минимальный срок по­ставки не может составлять менее половины максимального срока поставки.

Например, максимальный срок поставки с даты заключения контракта составляет шесть месяцев. В таком случае минимальный срок поставки не может быть менее трех месяцев (половина максимального срока поставки) и более четырех с половиной месяцев с даты заключения контракта (разница между макси­мальным и минимальным сроками поставки не может составлять менее полутора месяцев - 25% максимального срока поставки).

При этом нередко заказчики в ходе подго­товки конкурсной документации устанавлива­ют максимальный и минимальный сроки (пе­риоды) поставки без учета указанных положе­ний, что является нарушением и может повлечь признание размещения заказа недействитель­ным по иску заинтересованного лица или вы­дачу контролирующим органом предписания об аннулировании торгов.

Что можно включить в проект контракта?

Внимательно готовьте проект государ­ственного контракта при проведении конкур­са! Согласно ч. 3 ст. 29 Закона № 94-ФЗ кон­тракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в кон­курсе и в конкурсной документации.

Однако в ходе проведения торгов в форме конкурса заказчики, устанавливая в конкурс­ной документации те ли иные критерии оценки заявок, нередко не предусматривают в проекте государственного контракта, заключаемого по результатам такого конкурса, возможности (соответствующих пунктов) для внесения предложений по таким критери­ям, сделанных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе.

Нередки случаи, когда уже в проекте госу­дарственного контракта, заключаемого по ре­зультатам конкурса, содержатся конкретные сведения по показателям, являющимся крите­риями оценки заявок.

При этом, принимая во внимание невоз­можность внесения изменений в проект госу­дарственного контракта после проведения процедур торгов, такие положения не могут быть изменены, а условия исполнения контрак­та, предложенные победителем конкурса в за­явке на участие в конкурсе, не могут быть включены в государственный контракт.

Рекомендуем при проведении конкурсов обращать внимание на указанные положения проекта государственного контракта и пред­усматривать возможность внесения в государ­ственный контракт соответствующих предло­жений, сделанных победителем конкурса в за­явке на участие в конкурсе.

Например, можно включать в про­ект государственного контракта пункты, содержащие прочерки, в которые при заключении госу­дарственного контракта могут быть вписаны соответствующие предложения победителя конкурса.

Отказ участнику - ответственное решение!

При принятии решения об отказе участни­ку размещения заказа в допуске к участию в торгах внимательно анализируйте все до­кументы и сведения, содержащиеся в заявке.

Например, согласно положениям Закона № 94-ФЗ заявка на участие в торгах должна содержать документ, подтверждающий полно­мочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа (решение о назначении руководителя или о его избрании, приказ о назначении).

Нередко возникают обстоятель­ства, когда из анализа сведений, содержащихся в таком документе, комиссией делается вывод о том, что данный документ на самом деле не подтверждает полномочий руководителя.

В качестве примера рассмотрим ситуацию с участником торгов, являющимся обществом с ограниченной ответственностью:

■  в решении об учреждении общества с ограни­ченной ответственностью указано, что един­ственный участник данного общества принял ре­шение возложить обязанности генерального ди­ректора на себя. Вместе с тем каких-либо сроков таких полномочий в решении не содержится;

■  согласно уставу указанного общества генераль­ный директор избирается сроком на 5 лет, а по­следствия истечения срока полномочий руково дителя организации в уставе не определены;

■  при этом указанный 5-летний срок на дату по­дачи заявки данного участника размещения за­каза на участие в торгах истек.

В таком случае комиссией, исходя из анализа и сопоставления вышеизложенных сведений, за­частую принимается решение об отказе участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах на основании не подтверждения им (отсутствия документа) полномочий руководителя.

Однако необходимо учитывать, что указан­ные сведения сами по себе напрямую не свиде­тельствуют об отсутствии полномочий у данно­го лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.

Кроме того, необходимо принимать во вни­мание положения законодательства, регулиру­ющие данную сферу.

В частности:

■  Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограничен­ной ответственностью” не определяют послед­ствия истечения срока полномочий руководите­ля организации;

■  согласно ст. 58 ТК РФ в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу по­сле истечения срока действия трудового догово­ра, условие о срочном характере трудового до­говора утрачивает силу, и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Таким образом, если какие-либо гражданско-правовые последствия истечения срока, на ко­торый лицо избрано на должность единолич­ного исполнительного органа, законом и учре­дительными документами организации не предусмотрены, то истечение этого срока не означает прекращение полномочий данного лица, и он вправе выполнять функции едино­личного исполнительного органа до момента избрания нового руководителя.

В связи с изложенным, если из документов, предоставленных в составе заявки участника размещения заказа, прямо не следует, что полномочия лица, избранного или назначен­ного на должность единоличного исполнительного органа такого участника, прекраще­ны, отказ такому участнику размещения за­каза в допуске к участию в торгах может быть признан контролирующими органами непра­вомерным.

При принятии решения об отказе участнику размещения заказа в допуске к участию в тор­гах необходимо оценивать только фактические сведения (или противоречия между сведения­ми) и документы, содержащиеся в заявке тако­го участника.