Центр
подрядных
торгов
в строительстве
(495) 181-51-38
Главная / Комментарии специалиста / Решение от 21 июня 2017 г. N 223ФЗ-608/17

Решение от 21 июня 2017 г. N 223ФЗ-608/17


http://www.cptc.ru/fas/106

 

Решение Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок

от 21 июня 2017 г. № 223ФЗ-608/17

 

Комментарий в отношении довода жалобы и выявленных нарушений

 

 

Довод жалобы №1 (неправомерное отклонение)

 

Полностью согласны с решением ФАС в части принятия решения о правомерности действий Заказчика при отклонении заявки участника. В соответствии п.8.3.5 конкурсной документации электронная часть конкурсной заявки состоит из открытой и закрытой частей. Требования к составу закрытой части заявки установлены в соответствии с п.8.1.7 конкурсной документации, упакованных в архив или серию архивов (многотомный архив) с использованием программы-архиватора.

В связи с тем, что закрытая часть заявки представлена в виде поврежденного архива, Заказчику не удалось осуществить открытие представленных участником в закрытой части заявки файлов, используя все имеющиеся у Заказчика программные средства. Таким образом, Заказчик не имеет возможности проверить соответствие такой заявки  требованиям документации.

 

Нарушение №1, выявленное в ходе рассмотрения жалобы (требование к опыту)

 

Не согласны с решением ФАС в части выявления нарушения в действиях Заказчика,  установившего дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ.

В соответствии с разделом 20 Положения о закупках Заказчика, в документации о закупке помимо обязательных требований к участникам закупки, могут быть установлены также иные требования к участникам закупки, в том числе, требование о наличии опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке.

В соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 25.07.2016 №Д28и-1863 заказчик вправе требовать наличия у участников закупки соответствующего оборудования, квалифицированного персонала, а также опыта выполнения аналогичных работ, при этом в документации о закупке должны быть раскрыты понятие "аналогичность", а также критерии отнесения работ к аналогичным предмету закупки в зависимости от специфики осуществляемой деятельности.

Таким образом, установление Заказчиком требований к опыту выполнения работ не противоречит требованиям Положения о закупках заказчика и не нарушает положения Закона о закупках.

 

Нарушение №2, выявленное в ходе рассмотрения жалобы (требование к наличию производственных мощностей и квалифицированного персонала)

 

А) Согласны с решением ФАС в части выявления нарушения в действиях Заказчика, установившего дополнительные требования к участникам закупки о наличии собственной или привлекаемой испытательной лаборатории.

В соответствии с разделом 20 Положения о закупках Заказчика, в документации о закупке помимо обязательных требований к участникам закупки, могут быть установлены также иные требования к участникам закупки, в том числе, требование о наличии:

         -  на праве собственности или ином законном основании оборудования и/или других материально-технических ресурсов для исполнения договора;

- необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановления Правительства РФ от 30.12.2011 №1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее  ПП РФ №1225) выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании действующей лицензии, выданной МЧС России.

В соответствии с подпунктом «а» Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного ПП РФ №1225, лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг.

В соответствии разделом IX Приложения к Приказу МЧС России от 30.10.2017 №478 "Об утверждении минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее – Приказ МЧС России №478 лицензиат для выполнения работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций должен обладать следующим минимальным перечнем оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения:

- Техническое средство, предназначенное для нанесения огнезащитных составов методом распыления;

- Техническое средство, предназначенное для измерения толщины слоя покрытия;

- Техническое средство, предназначенное для определения температуры воздуха;

- Техническое средство, предназначенное для определения влажности воздуха;

- Техническое средство, предназначенное для определения массы.

Таким образом, установление Заказчиком требования о наличии у участника закупки собственной или привлекаемой испытательной лаборатории противоречит требованиям Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ПП РФ №1225, Приказа МЧС России №478 и п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках.

 

         Б) Не согласны с решением ФАС в части выявления нарушения в действиях Заказчика, установившего дополнительные требования к участнику закупок о наличии квалифицированного персонала.

         В соответствии с разделом 20 Положения о закупках Заказчика, в документации о закупке помимо обязательных требований к участникам закупки, могут быть установлены также иные требования к участникам закупки, в том числе, требование о наличии:

         -  на праве собственности или ином законном основании оборудования и/или других материально-технических ресурсов для исполнения договора;

- необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ПП РФ №1225 выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании действующей лицензии, выданной МЧС России.

В соответствии с подпунктами «б»-«г» Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного ПП РФ №1225, лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

б) наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное техническое образование (профессиональную подготовку) и прошедших повышение квалификации, соответствующее выполнению работ и оказанию услуг, а также минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года, - для юридического лица;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) документов, подтверждающих получение профессионального технического образования (профессиональной подготовки), соответствующего выполнению работ и оказанию услуг, и прохождение повышения квалификации, а также минимальный стаж работы в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года, - для индивидуального предпринимателя;

г) повышение квалификации лиц, указанных в подпунктах "б" и "в", в области лицензируемой деятельности не реже 1 раза в 5 лет.

Таким образом, установленное Заказчиком требование квалифицированного персонала не противоречит требованиям Положения о закупках Заказчика и не нарушает положения Закона о закупках.

 

Нарушение №3, выявленное в ходе рассмотрения жалобы

(запрос доп. информации)

 

Согласны с решением ФАС в части выявления нарушения в действиях Заказчика, установившего в документации право конкурсной комиссии запрашивать дополнительную информацию и документы, не представленные в составе заявки.

Данные действия содержат риски необъективной оценки заявок и могут применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса.

 

Нарушение №4  выявленное в ходе рассмотрения жалобы

(представление сведения о владельцах)

 

Не согласны с решением ФАС в части неправомерности установления в закупке требования о представлении до заключения договора сведений о владельцах, включая конечных бенефициаров, с приложением подтверждающих документов.

Требование о представлении до заключения договора сведений о владельцах, включая конечных бенефициаров установлено во исполнение перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 28.12.2011 N ВП-П13-930.

В соответствии с п.4 Приложения к Письму Аппарата Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № П24-746В (далее – Перечень) во исполнение перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 28.12.2011 N ВП-П13-930 установлен список государственных корпораций и государственных компаний, которые обязаны в целях обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, в том числе исключения случаев конфликта интересов и иных злоупотреблений, связанных с занимаемой должностью:

- в месячный срок обеспечить безусловное раскрытие контрагентами по действующим договорам информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных) с подтверждением соответствующими документами и представить указанную информацию (в электронном виде по форме, содержащейся в приложении № 3 к Перечню) в соответствующие федеральные органы исполнительной власти (приложение № 2 к Перечню), Росфинмониторинг и ФНС России;

- при проведении предконтрактной работы, в том числе по подготовке к подписанию новых договоров, в качестве необходимого условия для заключения договора предусмотреть раскрытие контрагентом информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных) с подтверждением соответствующими документами. О результатах доложить в Правительство Российской Федерации в срок до 10 января 2012 г.;

- в 2-недельный срок обеспечить внесение изменений во внутренние документы, в соответствии с которыми непредставление контрагентом сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных) препятствует заключению новых договоров и влечет необходимость расторжения действующих договоров. О результатах доложить в Правительство Российской Федерации;

- ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в соответствующие федеральные органы исполнительной власти (приложение № 2 к Перечню), Росфинмониторинг и ФНС России информацию о заключенных контрактах, в том числе с указанием сведений в отношении всей цепочки собственников контрагента, включая бенефициаров (в том числе, конечных), подтвержденную соответствующими документами (в электронном виде по форме, содержащейся в приложении № 3 к Перечню);

- в случае каких-либо изменений в цепочке собственников контрагента, включая бенефициаров (в том числе, конечных) и (или) в исполнительных органах контрагента, представлять соответствующую информацию в соответствующие федеральные органы исполнительной власти (приложение № 2 к Перечню), Росфинмониторинг и ФНС России не позднее чем через 10 дней после таких изменений (в электронном виде по форме, содержащейся в приложении № 3 к Перечню).

Заказчик – ОАО «РЖД» является госкомпанией, включенной в список, предусмотренный п.4 Приложения к Письму Аппарата Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № П24-746В.

         Таким образом, установление Заказчиком требований к предоставлению информации о цепочке собственников контрагента, включая бенефициаров, не противоречит требованиям Положения о закупках заказчика и не нарушает положения Закона о закупках.