Центр
подрядных
торгов
в строительстве
(495) 181-51-38
Главная / Комментарии специалиста / РЕШЕНИЕ по делу № 223ФЗ-756/17 01.08.2017 Москва

РЕШЕНИЕ по делу № 223ФЗ-756/17 01.08.2017 Москва


РЕШЕНИЕ
по делу № 223ФЗ-756/17 01.08.2017 Москва

http://cptc.ru/fas/93

Данное решение в части установления излишних требований к химическому составу является очередным примером того, как на практике участники закупки злоупотребляют положениями п.3 Письма ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16.

Жалоба признана обоснованной – Заказчик установил излишние требования. Но являются ли они на самом деле излишними? Попытаемся разобраться в сложившейся ситуации.

Итак, в соответствии с ч.2 ст.33 №44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Установление избыточных требований к предоставлению конкретных показателей товара в составе заявки является недопустимым, т.к. это ограничивает круг потенциальных участников закупки.

Одновременно с этим, в соответствии с ч.1 ст.33 №44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). 

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.

 3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

В соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 30 сентября 2016 г. №Д28и-2640: «При формировании технического задания заказчику в рамках Закона №44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. В документации заказчик вправе указать параметры, соответствующие определенному ГОСТу».

Минэкономразвития РФ придерживается такой же позиции в письме от 16 декабря 2016 г. №Д28и-3517.

На самом деле, Заказчиком в отношении станины станка были правомерно установлены следующие требования: «Станина должна быть изготовлена из высокопрочного чугуна произведенного в соответствии с ГОСТ 7293. По сравнению со станинами, изготовленными из других видов чугуна, данный материал должен иметь более повышенные механические свойства, в связи с отсутствием неравномерности в распределении напряжений из-за шаровидной формы графита. Предел текучести должен находиться в диапазоне от 300 до 420 МПа, вязкость и усталость при перлитной основе должны находиться в диапазоне 230 – 250 МПа. Структура чугуна должна содержать углерода 3,2 – 3,8%, кремния 1,9 – 2,6%, марганца 0,6 - 0,8%, фосфора – до 0,12%, серы – до 0,3%».

Заказчиком при описании объекта закупки использованы показатели, предусмотренные законодательством о техническом регулировании: предел текучести, ударная вязкость, химический состав чугуна. Однако, это не полный перечень существующих характеристик чугуна с шаровидным графитом для отливок.

При детальном рассмотрении характеристик требуемого чугуна в соответствии с ГОСТ 7293-85 необходимо отметить, что для данного вида чугуна ключевыми характеристиками являются его механические свойства: временное сопротивление при растяжении, условный предел текучести, относительное удлинение, ударная вязкость, твердость по Бриннелю. По каждому механическому свойству чугун должен соответствовать параметрам, установленным ГОСТ 7293-85. Все перечисленные механические свойства чугуна обеспечивают соответствие его предназначению и позволяют надежно эксплуатировать его в имеющихся условиях. Если механические свойства чугуна не соответствуют параметрам, установленным ГОСТ 7293-85, то такой чугун не допускается использовать по назначению – в данном случае в качестве материала станины станка.

Определить соответствие механических свойств чугуна невозможно без сведений о химическом составе. Чугун с шаровидным графитом для отливок – это сплав углерода и кремния, который в зависимости от марки чугуна и толщины стенки отливки должен по химическому составу соответствовать значениям, установленным ГОСТ 7293-85.

Если не соблюдаются требования к химическому составу сплава, то не могут быть обеспечены его необходимые механические свойства. Без информации о химическом составе невозможно сделать заключение о соответствии чугуна требованиям ГОСТ 7293-85.

Участникам закупки нет необходимости производить лабораторный анализ химического состава чугуна. Большинство производителей имеют собственные производственные лаборатории по контролю качества продукции. Таким образом, производители самостоятельно организуют проведение химических анализов, физико-химических, механических испытаний и других исследований с целью обеспечения лабораторного контроля соответствия качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции действующим стандартам, техническим условиям.
Доступ к такой информации является открытым и наличие того факта, что производитель не обязан предоставлять информацию о характеристиках товара до ее реализации, не является препятствием для получения необходимой информации от производителя, т.к. производители не заинтересованы в непредставлении информации в отношении изготавливаемой продукции. Участники закупки имеют возможность предоставить сведения в отношении характеристик товаров, воспользовавшись соответствующей информацией от производителей.

Однако, жалоба была признана обоснованной - расширение числа участников закупки важнее, чем удовлетворение государственных нужд в продукции необходимого качества.

В подобных случаях заказчикам необходимо учитывать, что при формировании технического задания заказчику в рамках Закона №44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Также заказчики наделены законным правом обжалования решений ФАС в судебном порядке.