Центр
подрядных
торгов
в строительстве
(495) 213-31-16

Комментарии (и/ публикации) специалистов


08.07.2014
Екатерина Лезина - Председатель правления НП "Экспертное сообщество профессионалов госзаказа" и Дмитрий Игнатов - Генеральный директор
Поправки в ФЗ-44 – поиск равновесия в сложной системе взаимодействия бизнеса и государства. «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги», с. 34-39. >>>
21 (2)21 (1)22232425
28.11.2013
Кузнецов Иван - Эксперт
Расторжение контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от его исполнения >>>
(Обзор изменений, внесенных Федеральным законом от 7 июня 2013 N 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»)

Федеральным законом от 7 июня 2013 N 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» скорректирован порядок расторжения контрактов, предусмотренный Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон N 94-ФЗ).

В частности:

- закреплена возможность сторон расторгать контракты в связи с односторонним отказом от его исполнения по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством (далее также – в одностороннем порядке, одностороннее расторжение);

- указано, что право расторгать контракты в одностороннем порядке должно быть предусмотрено в контракте;

 - установлено, что сторона обязана отменить свое решение о расторжении контракта, если контрагент в течение 10 дней с даты его уведомления устранит нарушения, послужившие основанием для принятия такого решения. Данное правило не применяется, если поставщик (подрядчик, исполнитель) повторно нарушил обязательства по контракту;

- определено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут (в одностороннем порядке в связи с существенным нарушением им условий контракта), направляется в реестр недобросовестных поставщиков.

Необходимость внесения подобных изменений в Федеральный закон № 94-ФЗ назрела уже достаточно давно по целому ряду причин.

Во-первых, имела место коллизия норм данного закона, не содержащего никаких сведений о возможности одностороннего расторжения контрактов, и Гражданского кодекса Российской Федерации, такую возможность предусматривающего. С учетом данного обстоятельства, некоторые заказчики предпринимали попытки указания в контрактах на возможность одностороннего расторжения, но ввиду противоречивой судебной и административной практики, указанная практика не приобрела массового характера.

Во-вторых, существенные сроки рассмотрения судами дел о расторжении контрактов, зачастую просто не позволяли заказчикам рассчитывать на оперативное повторное размещение заказа, в случае расторжения контракта по решению суда. Указанное обстоятельство не редко заставляло заказчиков принимать и оплачивать контракты, выполненные не в полном объеме или с ненадлежащим качеством, просто по причине отсутствия времени на судебные разбирательства. 

В-третьих,  поставщики (исполнители, подрядчики) также не имели возможности, без существенных временных затрат, отказаться от исполнения контракта, по которому заказчиком систематически нарушались сроки оплаты, или иные существенные условия (например, в случае прекращения финансирования из бюджета соответствующего уровня).

В каких случаях возможно расторжение контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта:

Из ч. 8 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ следует, что при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением прямо предусмотренных Законом случаев. Так, в соответствии с положениями Федерального закона № 94-ФЗ существенными условиями для всех видов контрактов являются: предмет контракта и его цена (за исключение некоторых случаев, указанных в ч. 4.1 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ). Из этого следует, что нарушение одной из сторон указанных условий является основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке.

Стороны вправе самостоятельно предусмотреть в контракте иные, не перечисленные в законе условия, определив их в качестве существенных. Нарушение таких условий при исполнении контракта может явиться самостоятельным основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке (ч.3 ст. 450 ГК РФ). В данном случае достаточно будет доказать факт совершения другой стороной заранее определенного контрактом нарушения.


Основания для расторжения контракта в одностороннем порядке заказчиком:

Поставка товаров:

Согласно п.1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК  РФ) односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ). При этом, согласно ч.2 данной статьи нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Основания для одностороннего отказа от исполнения договора поставки по инициативе Заказчика (покупателя)  предусмотрены также в случаях когда:

- поставщик отказывается передать покупателю проданный товар (п.1 ст.463 ГК РФ);

- поставщик существенно нарушил требования к качеству товара (п. 2 ст.475 ГК РФ);

- поставщик в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара (п. 2 ст. 480 ГК РФ);

- поставщик, обязанный застраховать товар в соответствии с условиями договора, не выполнил этой обязанности (ч. 2 ст. 490 ГК РФ);

Сторонам следует учитывать, что в связи с наличием специальной нормы ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки или его одностороннее изменение возможны в случае существенного нарушения его одной из сторон.

В судебной практике отсутствует единый подход к тому, является ли перечень существенных нарушений, установленных ст. 523 ГК РФ, исчерпывающим. Так, некоторые суды считают, что сторона не сможет воспользоваться основанием для одностороннего отказа от договора или его изменения, не определенным в ст. 523 ГК РФ, даже если другая сторона фактически нарушит договор.

Согласно другой судебной позиции односторонний отказ или изменение договора поставки возможны в связи с иными существенными нарушениями стороной договора, кроме установленных ст. 523 ГК РФ, которые стороны вправе определить в договоре самостоятельно.

Выполнение работ:

Основания для одностороннего отказа от договора подряда по инициативе Заказчика предусмотрены в следующих нормах Гражданского кодекса РФ: п. 5 ст. 709; пп.1-3 ст. 715;  ст. 717;  п.3 ст. 723; п. 3 ст. 708 ГК РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 709 ГК РФ, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.

Согласно п.1-3 ст. 715 ГК РФ заказчик вправе в любое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. При этом если:

- подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (т.е. просрочка выполнения работ подрядчиком);

- во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

 Согласно ст. 717 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив при этом подрядчику часть установленной договором цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. При этом заказчик будет вправе потребовать возврата, уплаченного подрядчику и неотработанного аванса как неосновательного обогащения в соответствии с п. 3 ст. 450, п. 2 ст. 453, ст. 1102 ГК РФ. Но, в то же время заказчик обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу и частью цены, выплаченной за выполненную работу.

Необходимо отметить, что ст. 717 ГК РФ не содержит указания, что рассматриваемое основание отказа возможно только в случае существенных нарушений подрядчиком условий контракта.

Пункт 3 ст. 723 ГК РФ определяет, что если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Согласно п. 3 ст. 708 ГК РФ последствия просрочки исполнения, указанные в п. 2 ст. 405 ГК РФ, наступают при нарушении, как конечного срока выполнения работы, так и иных установленных договором подряда сроков. В п. 2 ст. 405 ГК РФ указывается, что заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от принятия исполнения и потребовать возмещения убытков, если вследствие просрочки должника (подрядчика) исполнение утратило для него интерес.

Указанные последствия могут наступать, только если начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы определены в договоре точной системой координат и их строгое соблюдение обозначено в договоре как существенное обстоятельство, влияющее на его исполнение. В то же время должник (подрядчик) не лишается права доказывать, что фактически кредитор (заказчик) не утратил интерес к исполнению обязательства, поскольку, например, вступил в аналогичные правоотношения с другими лицами.

Оказание услуг:

Согласно ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Данная норма не содержит указания, что такой отказ возможен только в случае существенных нарушений исполнителем условий договора. Закон предоставляет заказчику возможность в одностороннем порядке в любое время отказаться от договора возмездного оказания услуг, за исключением случая, когда услуга оказана полностью. Причина такого отказа заказчика от договора не имеет значения. Как показывает судебная практика заказчик вправе также частично отказаться от договора, когда характер оказываемых услуг позволяет разделить их объем, если иное не установлено законом.

Несоответствие поставщика (исполнителя, подрядчика) требованиям, установленным документацией о торгах:

Кроме того, необходимо обратить внимание, что согласно ч.7 ст.19.2 Федерального закона N 94-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 7 июня 2013 N 114-ФЗ) заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (исполнитель, подрядчик) не соответствует установленным конкурсной документацией либо документацией об аукционе требованиям к участникам размещения заказа путем проведения торгов или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать участником конкурса или аукциона.

Основания для расторжения контракта в одностороннем порядке подрядчиком (поставщиком, исполнителем): 

Поставка товаров:

Согласно п.3 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях:

- неоднократного нарушения сроков оплаты товаров;

- неоднократной невыборки товаров.

Поставщик также вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в случаях если:

- ассортимент товаров или порядок его определения в договоре не установлен, но из существа обязательства вытекает, что товары должны быть переданы покупателю в ассортименте (п. 2 ст. 467 ГК РФ);

- покупатель не принимает товар или отказывается его принять (п. 3 ст. 484 ГК РФ);

- покупатель отказывается принять и оплатить товар (п. 4 ст. 486 ГК РФ);

- покупатель не производит в установленный срок очередной платеж за проданный в рассрочку и переданный ему товар (п. 2 ст. 489 ГК РФ);

- покупатель, обязанный застраховать товар в соответствии с условиями договора, не выполнил этой обязанности (ч. 2 ст. 490 ГК РФ);

- покупатель не представил в установленный срок отгрузочную разнарядку (п. 3 ст. 509 ГК РФ);

Выполнение работ:

Основания для одностороннего отказа от договора подряда по инициативе подрядчика определены в п. 3. ст. 716 и п. 2 ст. 719 ГК РФ.

 Статьей 716 ГК  РФ предусмотрен перечень обстоятельств, о которых подрядчик обязан предупредить заказчика (непригодность или недоброкачественность предоставленных заказчиком материала, возможных неблагоприятных для заказчика последствий, иных не зависящих от подрядчика обстоятельств) и если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика о таких обстоятельствах, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.

Согласно пп.1-2 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности, непредставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.

Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик на основании данной нормы вправе отказаться от исполнения договора при неисполнении заказчиком встречных обязательств по договору и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.

Оказание услуг:

Согласно п. 2 ст. 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Убытки, подлежащие взысканию, определяются по правилам ст. 15 ГК РФ и подлежат доказыванию лицом, требующим возмещения убытков. Они включают:

- расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права;

- реальный ущерб;

- неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Следует учитывать, что в судебной практике неоднозначно решен вопрос о том, можно ли применять к отношениям сторон по возмездному оказанию услуг ч. 3 ст. 716 ГК РФ об обстоятельствах, о которых нужно предупредить заказчика, и в случае, если последний не изменит указаний о способе оказания услуг или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих их годности, исполнитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков. Одни суды этого не допускают, другие, напротив, применяют указанную норму и ст. 783 ГК РФ при решении споров, возникших из договоров об оказании услуг.

   В целом можно сделать вывод, о том, что указанные изменения должны дать субъектам сферы размещения заказов дополнительный и, главное, более оперативный механизм для защиты своих интересов. Однако необходимо отметить, что такой механизм неизбежно приведет к злоупотреблениям как со стороны недобросовестных заказчиков, так и со стороны поставщиков (исполнителей, подрядчиков), которые могут использовать возможность одностороннего отказа от исполнения контракта, как аргумент для давления на заказчиков.

09.11.2013
Кузнецов Иван - Эксперт
Специфика продажи (приватизации) государственного и муниципального имущества на аукционе >>>

Приватизация – важнейший  механизм повышения эффективности работы экономики государства за счёт создания института частной собственности. Целью данной статьи является рассмотрение процесса приватизации (продажи) государственного и муниципального имущества на аукционе, как основного способа приватизации такого имущества. Так, на данный момент, по сведениями официального сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru/ за последние 6 месяцев, около 80% государственного и муниципального имущества (22720 лотов из 28605) продается именно таким способом, как аукцион.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ). Согласно ст. 1 данного закона под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона N 178-ФЗ предусмотрены следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

- преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

- преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

- продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

- продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

- продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

- продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

- продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;

- продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

- продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

- внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

- продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

05.03.2013
Кузнецов Иван - Эксперт
Как избежать ошибок при размещении заказа >>>

Заранее предусмотреть все сложные ситуации, возникающие при размещении заказов, невозможно, а самостоятельно соблюсти все требования закона заказчику, не имеющему штата высококвалифици­рованных специалистов, предоставляется крайне затруднительным.

Однако типовых ошибок вполне можно избежать.

Исчисление сроков заключения контракта

Обращайте внимание на порядок исчисле­ния сроков, предусмотренных Законом № 94-ФЗ.

Например, государственный контракт может быть заключен не ранее, чем через:

■   десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а при проведении закры­того конкурса со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ч. 1.1 ст. 29 Закона № 94-ФЗ);

■  десять дней со дня размещения на Официальном сайте протокола аукциона, а при проведении за­крытого аукциона - со дня подписания протоко­ла аукциона (ч. 1.1 ст. 38 Закона № 94-ФЗ);

■  семь дней со дня размещения на Официальном сайте протокола рассмотрения и оценки коти­ровочных заявок и не позднее чем через двад­цать дней со дня подписания указанного прото­кола (ч. 7.1 ст. 47 Закона № 94-ФЗ);

■  десять дней со дня размещения на Официаль­ном сайте протокола подведения итогов откры­того аукциона в электронной форме (ч. 9 ст. 41.12 Закона № 94-ФЗ).

К сожалению, многие заказчики ошибочно полагают, что течение указанных сроков начи­нается непосредственно в день размещения на Официальном сайте или подписания соответ­ствующего протокола (в случае проведения закрытых торгов). Бытует ошибочное мнение, что положения законодательства позволяют заключать госконтракты в последний день указанных сроков (на десятый или седьмой день соответственно).

При этом согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, на­чинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Кроме того, необходимо обратить внимание, что указанные положения Закона № 94-ФЗ содержат предлог “через”, обозначающий промежуток времени.

Таким образом, указанные сроки представ­ляют собой промежуток времени в десять (для запроса котировок - семь) дней, начина­ющийся на следующий день после размещения на официальном сайте или подписания, в случае проведения закрытых торгов, соот­ветствующего протокола и заканчивающийся через десять (для запроса котировок - семь) полных дней.

С учетом изложенного, согласно требовани­ям законодательства заключение государствен­ных контрактов по результатам размещения заказа возможно не ранее одиннадцатого (для запроса котировок - восьмого) дня после раз­мещения на Официальном сайте или подписа­ния, в случае проведения закрытых торгов, соответствующего протокола.

Внимание к текстам протоколов

Соблюдайте требования к содержанию протоколов, составляемых в ходе размещения заказов. В частности, в соответствии с ч. 8 ст. 41.11 Закона № 94-ФЗ протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме должен содержать решение о соответ­ствии или несоответствии заявок требованиям, установленным документацией об открытом . аукционе, с обоснованием принятого решения и с указанием:

■   положении закона, которым не соответствует участник размещения заказа;

■  положений документации об открытом аукцио­не, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого хчастника размеще­ния заказа;

■ положений заявки на участие в открытом аук­ционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об открытом аукционе.

При этом многие заказчики и аукционные комиссии при оформлении таких протоколов пренебрегают требованиями о необходимости содержания в них обоснования решения о соот­ветствии или о несоответствии заявок на уча­стие в открытом аукционе требованиям, установ­ленным документацией об открытом аукционе, например, ограничиваясь указанием: “заявка на участие в открытом аукционе не соответствует требованиям, установленным документацией об открытом аукционе”, “заявка участника размеще­ния заказа содержит недостоверные сведения” или “участник размещения заказа не соответству­ет требованиям Закона № 94-ФЗ”, и пр.

Однако вне зависимости от обоснованности или необоснованности самого решения, приня­того аукционной комиссией, подобное оформле­ние протокола уже фактически является нару­шением Закона № 94-ФЗ и может повлечь вы­дачу контролирующим органом предписания и привлечение должностного лица заказчика к ответственности, предусмотренной КоАП РФ.

Образец

Правильным оформлением протокола в соответствии с требованиями Зако­на № 94-ФЗ будет, например, следующее: «Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме ООО “  ” при­знается несоответствующей требованиям, установленным п.  документации об от­крытом аукционе в электронной форме в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 41.11 Федераль­ного закона № 94-ФЗ, на основании непред­ставления документов, предусмотренных п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Федерального закона № 94-ФЗ (отсутствует свидетельство СРО)».

Критерии оценки заявок

При установлении критериев оценки зая­вок строго руководствуйтесь постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722. Пра­вила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утв. постановлением Прави­тельства РФ от 10.09.2009 №722 (далее - Правила), предусматривают ряд возможных крите­риев оценки заявок, к каждому из которых установлены соответствующие требования.

Сроки и периоды

Для такого критерия оценки заявок как “сроки (периоды) поставки товара, вы­полнения работ, оказания услуг” п. 54 Правил установлено:

  • “если применяется один срок поставки, разница между максимальным и мини­мальным сроками (периодами) постав­ки не может составлять меньше 25% максимального срока поставки с даты заключения контракта. Для контрактов на выполнение поисковых научно-ис­следовательских работ, срок исполнения которых составляет более 3 лет, разница между максимальным и минимальным сроками поставки не может составлять меньше 10% максимального срока по­ставки с даты заключения такого кон­тракта”;
  • “в случае применения одного срока (пе­риода) поставки устанавливаются мак­симальный срок поставки и минималь­ный срок поставки в единицах измере­ния срока поставки (в годах, кварталах, месяцах, неделях, днях, часах) с даты заключения контракта, при этом мини­мальный срок поставки не может со­ставлять менее половины максимально­го срока поставки”.

Таким образом, разница между максималь­ным и минимальным сроками (периодами) поставки не может составлять меньше 25% (для контрактов на выполнение поисковых на­учно-исследовательских работ, срок исполнения которых составляет более 3 лет - 10%) макси­мального срока поставки с даты заключения контракта, и при этом минимальный срок по­ставки не может составлять менее половины максимального срока поставки.

Например, максимальный срок поставки с даты заключения контракта составляет шесть месяцев. В таком случае минимальный срок поставки не может быть менее трех месяцев (половина максимального срока поставки) и более четырех с половиной месяцев с даты заключения контракта (разница между макси­мальным и минимальным сроками поставки не может составлять менее полутора месяцев - 25% максимального срока поставки).

При этом нередко заказчики в ходе подго­товки конкурсной документации устанавлива­ют максимальный и минимальный сроки (пе­риоды) поставки без учета указанных положе­ний, что является нарушением и может повлечь признание размещения заказа недействитель­ным по иску заинтересованного лица или вы­дачу контролирующим органом предписания об аннулировании торгов.

Что можно включить в проект контракта?

Внимательно готовьте проект государ­ственного контракта при проведении конкур­са! Согласно ч. 3 ст. 29 Закона № 94-ФЗ кон­тракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в кон­курсе и в конкурсной документации.

Однако в ходе проведения торгов в форме конкурса заказчики, устанавливая в конкурс­ной документации те ли иные критерии оценки заявок, нередко не предусматривают в проекте государственного контракта, заключаемого по результатам такого конкурса, возможности (соответствующих пунктов) для внесения предложений по таким критери­ям, сделанных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе.

Нередки случаи, когда уже в проекте госу­дарственного контракта, заключаемого по ре­зультатам конкурса, содержатся конкретные сведения по показателям, являющимся крите­риями оценки заявок.

При этом, принимая во внимание невоз­можность внесения изменений в проект госу­дарственного контракта после проведения процедур торгов, такие положения не могут быть изменены, а условия исполнения контрак­та, предложенные победителем конкурса в за­явке на участие в конкурсе, не могут быть включены в государственный контракт.

Рекомендуем при проведении конкурсов обращать внимание на указанные положения проекта государственного контракта и пред­усматривать возможность внесения в государ­ственный контракт соответствующих предло­жений, сделанных победителем конкурса в за­явке на участие в конкурсе.

Например, можно включать в про­ект государственного контракта пункты, содержащие прочерки, в которые при заключении госу­дарственного контракта могут быть вписаны соответствующие предложения победителя конкурса.

Отказ участнику - ответственное решение!

При принятии решения об отказе участни­ку размещения заказа в допуске к участию в торгах внимательно анализируйте все до­кументы и сведения, содержащиеся в заявке.

Например, согласно положениям Закона № 94-ФЗ заявка на участие в торгах должна содержать документ, подтверждающий полно­мочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа (решение о назначении руководителя или о его избрании, приказ о назначении).

Нередко возникают обстоятель­ства, когда из анализа сведений, содержащихся в таком документе, комиссией делается вывод о том, что данный документ на самом деле не подтверждает полномочий руководителя.

В качестве примера рассмотрим ситуацию с участником торгов, являющимся обществом с ограниченной ответственностью:

■  в решении об учреждении общества с ограни­ченной ответственностью указано, что един­ственный участник данного общества принял ре­шение возложить обязанности генерального ди­ректора на себя. Вместе с тем каких-либо сроков таких полномочий в решении не содержится;

■  согласно уставу указанного общества генераль­ный директор избирается сроком на 5 лет, а по­следствия истечения срока полномочий руково дителя организации в уставе не определены;

■  при этом указанный 5-летний срок на дату по­дачи заявки данного участника размещения за­каза на участие в торгах истек.

В таком случае комиссией, исходя из анализа и сопоставления вышеизложенных сведений, за­частую принимается решение об отказе участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах на основании не подтверждения им (отсутствия документа) полномочий руководителя.

Однако необходимо учитывать, что указан­ные сведения сами по себе напрямую не свиде­тельствуют об отсутствии полномочий у данно­го лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.

Кроме того, необходимо принимать во вни­мание положения законодательства, регулиру­ющие данную сферу.

В частности:

■  Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограничен­ной ответственностью” не определяют послед­ствия истечения срока полномочий руководите­ля организации;

■  согласно ст. 58 ТК РФ в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу по­сле истечения срока действия трудового догово­ра, условие о срочном характере трудового до­говора утрачивает силу, и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Таким образом, если какие-либо гражданско-правовые последствия истечения срока, на ко­торый лицо избрано на должность единолич­ного исполнительного органа, законом и учре­дительными документами организации не предусмотрены, то истечение этого срока не означает прекращение полномочий данного лица, и он вправе выполнять функции едино­личного исполнительного органа до момента избрания нового руководителя.

В связи с изложенным, если из документов, предоставленных в составе заявки участника размещения заказа, прямо не следует, что полномочия лица, избранного или назначен­ного на должность единоличного исполнительного органа такого участника, прекраще­ны, отказ такому участнику размещения за­каза в допуске к участию в торгах может быть признан контролирующими органами непра­вомерным.

При принятии решения об отказе участнику размещения заказа в допуске к участию в тор­гах необходимо оценивать только фактические сведения (или противоречия между сведения­ми) и документы, содержащиеся в заявке тако­го участника.