Наша работа – это только жизнеспособные решения,
безупречный профессионализм, четкое выполнение
договоренностей, соблюдение деловой этики, корректное
и уважительное отношение к нашим заказчикам.
Центр
подрядных
торгов
в строительстве
(495) 181-51-38
Главная / О компании / Пресс–центр / Публикации (и/ комментарии) специалистов / Десять советов заказчику от эксперта
(часть II)

Десять советов заказчику от эксперта
(часть II)


Иван Кузнецов,

эксперт ООО «Центр подрядных торгов в строительстве»

6. В полном объеме устанавливайте в конкурсной документации и документации об открытом аукционе в электронной форме сведения об обеспечении исполнения государственного контракта

 Согласно п.15.2 ч.4 ст.22 и п.11 ч.3 ст.41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) конкурсная документация и документация об открытом аукционе в электронной форме должны содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Зачастую государственными заказчиками в документациях о торгах данные сведения указываются не в полном объеме (например, часто отсутствует срок предоставления обеспечения) или в некорректной форме, не позволяющей участникам размещения заказа сделать вывод о требованиях государственного заказчика, что влечет подачу запросов о разъяснении положений документации и жалоб в контролирующие органы.

Корректным оформлением указанных сведений в документации, в соответствии с требованиями Федерального закона N 94-ФЗ будет, к примеру, следующее:

«Обеспечение исполнения обязательств по контракту предоставляется в размере ____% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет ________ (__________) рублей.

Обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены: __________________________________________________________________________

(например - Обеспечение исполнения обязательств по контракту  предоставляется на весь объем предусмотренных контрактом обязательств, за исключением обеспечения обязательств по предоставлению гарантии качества на поставляемое в рамках контракта оборудование и выполненные работы).

Порядок внесения обеспечения: Обеспечение исполнения государственного контракта может быть представлено в виде безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном конкурсной документацией/документацией об открытом аукционе в электронной форме.

Способ обеспечения исполнения государственного контракта определяется участником конкурса/аукциона, с которым заключается контракт, самостоятельно.

В случае перечисления денежных средств в качестве обеспечения контракта на счет Государственного заказчика, в платежном поручении указывать назначение платежа следующим образом:«____________________________________________________».

Срок предоставления обеспечения - до момента заключения контракта».

Кроме того, также необходимо включить в проект государственного контракта соответствующие пункты (или главу), касающиеся обеспечения исполнения государственного контракта, предусматривающие:

- объем обязательств, на который распространяется обеспечение по контракту, и перечень случаев, когда государственный заказчик вправе требовать уплаты денежной суммы по представленному обеспечению;

- возможность выбора  участником размещения заказа, с которым заключается государственный контракт, способа обеспечения исполнения государственного контракта;

- возможность изменения способа обеспечения исполнения государственного контракта, в ходе исполнения такого контракта, и сроки такого изменения, в случае если  обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств по контракту.

Следование указанным советам позволит государственному заказчику гораздо эффективнее использовать такой инструмент защиты своих интересов как обеспечение исполнения контракта.

7. При подготовке документаций не устанавливайте требований, ограничивающих количество участников размещения заказа

Согласно ч.3 ст.22 и ч.1 ст.41.6 (ч.3.1 ст.34) Федерального закона N 94-ФЗ документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Также в соответствии с ч.3 ст.17  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально несвязанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.

Исходя из указанных положений законодательства, влекущими за собой ограничение количества участников размещения заказа, могут быть признаны такие требования как, например, о необходимости поставки:

- в составе одного лота товаров (выполнения работ, оказания услуг)  технологически и функционально несвязанных между собой;

- товара с определенным товарным знаком, не сопровождающимся словами «или эквивалент» (за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование);

- товара с определенным перечнем технических характеристик, указывающих на товарный знак.

Особенно следует остановиться на последнем из перечисленных случаев. Иногда государственные заказчики, не имея законных оснований для закупки товара с определенным товарным знаком, пытаются скрыть этот товарный знак, напрямую его не указывая, однако устанавливая ряд требований (к размерам, мощности, цвету и пр.), исключающих возможность поставки товаров с иным товарным знаком («эквивалентов»). Вместе с тем, такие действия очень часто обжалуются участниками размещения заказов и признаются контролирующими органами неправомерными.

Мы рекомендуем:

- в случае необходимости установления существенного объема технических характеристик в документации о торгах, указывать их предельные значения с соответствующими допускам («более»,  «менее», «от», «до», и пр.)

- по возможности, не устанавливать требований к малосущественным характеристикам товара, непосредственно не влияющим на его потребительские свойства (например - цвету); 

8. Определитесь, что является предметом торгов, и устанавливайте требования к участникам торгов и документам, предоставляемым в заявках таких участников, исходя из этого

В соответствии с п.1 ч.1 ст.11 Федерального закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Необходимо обратить особое внимание на указание «являющихся предметом торгов» в данной норме. При этом, определения, что является «предметом торгов» в Федеральном законе N 94-ФЗ не содержится, а на практике, заказчиками под «предметом торгов» понимается либо их наименование, либо полный перечень товаров, работ, услуг, входящих в техническое задание.

Зачастую неверное понимание предмета торгов влечет установление неправомерных требований к участникам размещения заказа. Приведем несколько примеров.

При проведении торгов, предметом которых являются строительные работы, заказчики зачастую устанавливают требования к участникам размещения заказа о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копий лицензии на сопутствующие услуги (по сбору, транспортировке отходов; по монтажу пожарной сигнализации), выполнение которых предусмотрено техническим заданием документации о торгах. Однако, указанные услуги не являются предметом торгов и установление таких требований к составу заявки на участие в торгах будет неправомерным;

При проведении торгов, предметом которых являются услуги по обслуживанию средств копировальной техники на режимном объекте, заказчики устанавливают требования к участникам размещения заказа о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии лицензии ФСБ на деятельность по осуществлению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В данном случае, установление таких требований к составу заявки на участие в торгах, также будет неправомерным, так как осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не является  предметом данных торгов.

С учетом изложенного, возможно устанавливать требования к участникам размещения заказа о предоставлении в составе заявок на участие в торгах только копий документов, подтверждающих соответствие таких участников требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

При этом, в случае необходимости выполнения в ходе исполнения государственного контракта иных сопутствующих работ, услуг, для выполнения которых, например, требуются соответствующие разрешительные документы (лицензии, допуски СРО, и пр.), рекомендуем также устанавливать требования о  наличии у исполнителя государственного контракта соответствующих документов.

9. Обращайте внимание на особенности заключения государственных контрактов с единственными поставщиками (исполнителями, подрядчиками) по основанию п.6 ч.2 ст.55 Федерального закона N 94-ФЗ и существенные условия таких контрактов 

Согласно п.6 ч.2 ст.55 Федерального закона N 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. При этом заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд федерального бюджетного учреждения), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования, нужд муниципального бюджетного учреждения). К указанному уведомлению должна прилагаться копия акта обследования аварии или копия документа, составленного заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт в соответствии с настоящим пунктом, а также копия заключенного контракта.

Положения Федерального закона N 94-ФЗ не дают определения «непреодолимой силы» и критериев отнесения того или иного события к «непреодолимой силе». Вместе с тем, Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.3 ст.401) определяет непреодолимую силу как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, при этом отмечая, что к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие  у должника необходимых денежных средств.

Если говорить о правоприменительной практике, то она традиционно относит к непреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, сильные снегопады, цунами и т. д.

К сожалению, государственные заказчики, иногда неверно трактуют данные положения законодательства и заключают государственные контракты по основанию п.6 ч.2 ст.55 Федерального закона N 94-ФЗ с нарушениями. Так, к обстоятельствам непреодолимой силы  нельзя отнести, например: отсутствие у заказчика временных ресурсов для проведения конкурентных процедур размещения заказа, неисполнение поставщиком государственного контракта, поступление бюджетных средств в конце финансового года в сроки, не позволяющие осуществить использование, размещение бюджетных средств в соответствии с процедурами, предусмотренными Федеральным законом N 94-ФЗ.

При этом для признания правомерным заключения государственного контракта в соответствии с данным пунктом, необходимо наличие:

- обстоятельств непреодолимой силы;

-причинно-следственной связи между предметом заключаемого контракта и обстоятельствами непреодолимой силы;

- акта обследования аварии или иного документа, подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт.

Кроме того, количество товаров, объем работ, услуг по такому контракту не может превышать количество товаров, объем работ, услуг необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи.

Также, необходимо обратить внимание, что в случае если требуется заключить государственный контракт по основанию п.6 ч.2 ст.55 Федерального закона N 94-ФЗ на длительный период (более 1,5-2 месяцев), то целесообразно одновременно с заключением, например на 1 месяц, контракта по данному основанию, размещать заказ посредством проведения торгов, запроса котировок на оставшийся период, необходимый для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи.

10. Пользуйтесь возможностью заключать государственные контракты с единственными поставщиками (исполнителями, подрядчиками) в случае, если торги признаны несостоявшимся или если при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка

Согласно ч.1 ст.31, ч.7 ст.41.1 (ч.1 ст.40) Федерального закона N 94-ФЗ в случаях, если торги признаны несостоявшимся и контракт не заключен с единственным участником торгов или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в торгах (при наличии таких участников), заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторных торгов либо направить документы о проведении торгов и признании их несостоявшимся в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти.

По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на условиях, предусмотренных документацией, цена заключенного контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении торгов или приглашении принять участие в закрытом конкурсе.

Также ч.8 ст.46 Федерального закона N 94-ФЗ, предусмотрены аналогичные процедуры в случае, если при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка.

Порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 03.05.2006 N 124 «Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)» (далее – Порядок).

Согласно указанному Порядку контролирующие органы вправе отказывать в возможности заключения государственного и муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в случае:

а) если в представленном обращении или в сопроводительных документах выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов;

б) выявления факта необоснованного ограничения заявителем круга участников предполагаемого закрытого конкурса (аукциона) либо проведенных торгов, проведенных запросов котировок в случае обращения о согласовании единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

С учетом изложенного, если при проведении торгов, запроса котировок не было допущено серьезных нарушений законодательства и необоснованного ограничения круга участников проведенных торгов, запроса котировок, то использование указанного механизма согласования представляется предпочтительным по сравнению с проведением повторных торгов, запроса котировок.

Однако, заказчики довольно редко используют указанные положения Федерального закона N 94-ФЗ, что по нашему мнению ведет к излишним затратам временных и финансовых ресурсов на проведение повторных торгов, запросов котировок. Между тем, во многих субъектах РФ, данный механизм зарекомендовал себя с положительной точки зрения, и показал высокую эффективность и удобство для государственных заказчиков.