Наша работа – это только жизнеспособные решения,
безупречный профессионализм, четкое выполнение
договоренностей, соблюдение деловой этики, корректное
и уважительное отношение к нашим заказчикам.
Центр
подрядных
торгов
в строительстве
(495) 181-51-38
Главная / О компании / Пресс–центр / Публикации (и/ комментарии) специалистов / Десять советов заказчику от эксперта
(часть I)

Десять советов заказчику от эксперта
(часть I)


Иван Кузнецов,

эксперт ООО «Центр подрядных торгов в строительстве»

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) и нормативные правовые акты в сфере размещения заказов содержат большое количество процедурных нюансов, а также требований к сведениям и документам, которые необходимо знать и соблюдать заказчику, в частности, требований к срокам проведения процедур размещения заказов, содержанию извещения, документации о торгах, протоколов, составляемых в ходе размещения заказов, и многое другое.

Безусловно, заранее предусмотреть все сложные ситуации, возникающие при размещении заказов, невозможно, а самостоятельно соблюсти все требования Федерального закона N 94-ФЗ и нормативных правовых актов заказчику, не имеющему штата высококвалифицированных специалистов, предоставляется крайне затруднительным. Однако можно избежать типовых ошибок, которые могут привести заказчика к возможным нарушениям при размещении заказов. Вот несколько советов, как их.

1. Обращайте внимание на порядок исчисления сроков, предусмотренных Федеральным законом N 94-ФЗ 

Например, согласно требованиям Федерального закона N 94-ФЗ, государственный контракт может быть заключен не ранее чем через:

- десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а при проведении закрытого конкурса со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ч.1.1 ст.29 Федерального закона N 94-ФЗ);

- десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, а при проведении закрытого аукциона - со дня подписания протокола аукциона (ч.1.1 ст.38 Федерального закона N 94-ФЗ);

- семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола (ч.7.1 ст.47 Федерального закона N 94-ФЗ);

- десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме (ч.9 ст.41.12 Федерального закона
N 94-ФЗ).

К сожалению, многие заказчики ошибочно полагают, что течение указанных сроков начинается непосредственно в день размещения на официальном сайте или подписания, в случае проведения закрытых торгов, соответствующего протокола. Также, бытует мнение, что данные положения законодательства позволяют заключать государственные контракты в последний день указанных сроков (на десятый или седьмой день соответственно).

При этом согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Кроме того, необходимо обратить внимание, что указанные положения Федерального закона
N 94-ФЗ содержат предлог «через», обозначающий промежуток времени.

Таким образом, вышеуказанные сроки представляют собой промежуток времени в десять (для запроса котировок - семь) дней, начинающийся на следующий день после размещения на официальном сайте или подписания, в случае проведения закрытых торгов, соответствующего протокола и заканчивающийся через десять (для запроса котировок - семь) полных дней.

С учетом изложенного, согласно требованиям законодательства, заключение государственных контрактов по результатам размещения заказа возможно не ранее одиннадцатого (для запроса котировок - восьмого) дня после размещения на официальном сайте или подписания, в случае проведения закрытых торгов, соответствующего протокола.

2. Соблюдайте требования к содержанию протоколов, составляемых в ходе размещения заказов

В частности, в соответствии с ч.8 ст.41.11 Федерального закона N 94-ФЗ протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме должен содержать решение о соответствии или о несоответствии заявок требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, с обоснованием принятого решения и с указанием:

- положений данного Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа;

- положений документации об открытом аукционе, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа;

- положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об открытом аукционе.

При этом многие заказчики и аукционные комиссии при оформлении таких протоколов пренебрегают требованиями о необходимости содержания в них обоснования решения о соответствии или о несоответствии заявок на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, например, ограничиваясь указанием:  «заявка на участие в открытом аукционе не соответствует требованиям, установленным документацией об открытом аукционе», «заявка участника размещения заказа содержит недостоверные сведения» или «участник размещения заказа не соответствует требованиям Федерального закона N 94-ФЗ», и пр.

Однако, вне зависимости от обоснованности или необоснованности самого решения, принятого аукционной комиссией, подобное оформление протокола уже фактически является нарушением Федерального закона N 94-ФЗ и может повлечь выдачу контролирующим органом предписания и привлечение должностного лица заказчика к ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правильным же оформлением протокола в соответствии с требованиями Федерального закона N 94-ФЗ будет, например, следующее:

«Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме ООО «__________» признается несоответствующей требованиям, установленным п. ___ документации об открытом аукционе в электронной форме в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 41.11. Федерального закона № 94-ФЗ на основании непредставления документов предусмотренных п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Федерального закона № 94-ФЗ (Отсутствует свидетельство СРО)». 

3. При установлении критериев оценки заявок строго руководствуйтесь постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722

Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 (далее – Правила), предусматривают ряд возможных критериев оценки заявок, к каждому из которых установлены соответствующие требования.

Так, например, для такого критерия оценки заявок как «сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг» установлено (п.54 Правил):

- «для оценки заявок по указанному критерию (если применяется один срок (период) поставки) разница между максимальным и минимальным сроками (периодами) поставки не может составлять меньше 25 процентов максимального срока поставки с даты заключения контракта. Для контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ, срок исполнения которых составляет более 3 лет, разница между максимальным и минимальным сроками поставки не может составлять меньше 10 процентов максимального срока поставки с даты заключения такого контракта».

- «в случае применения одного срока (периода) поставки устанавливаются максимальный срок поставки и минимальный срок поставки в единицах измерения срока поставки (в годах, кварталах, месяцах, неделях, днях, часах) с даты заключения контракта, при этом минимальный срок поставки не может составлять менее половины максимального срока поставки».

Таким образом, разница между максимальным и минимальным сроками (периодами) поставки не может составлять меньше 25 процентов (для контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ, срок исполнения которых составляет более 3 лет – 10 процентов) максимального срока поставки с даты заключения контракта, и при этом минимальный срок поставки не может составлять менее половины максимального срока поставки.

Например, максимальный срок поставки с даты заключения контракта составляет шесть месяцев. В таком случае минимальный срок поставки не может быть менее трех месяцев (половина максимального срока поставки) и более четырех с половиной месяцев с даты заключения контракта (разница между максимальным и минимальным сроками поставки не может составлять менее полутора месяцев - 25 процентов максимального срока поставки).

При этом нередко заказчики в ходе подготовки конкурсной документации устанавливают максимальный и минимальный сроки (периоды) поставки без учета указанных положений, что является нарушением и может повлечь признание размещения заказа недействительным по иску заинтересованного лица или выдачу контролирующим органом предписания об аннулировании торгов.

4. Внимательно готовьте проект государственного контракта при проведении конкурса

Согласно ч.3 ст.29 Федерального закона № 94-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.

Однако, в ходе проведения торгов в форме конкурса, заказчики, устанавливая в конкурсной документации те ли иные критерии оценки заявок, нередко не предусматривают в проекте государственного контракта, заключаемого по результатам такого конкурса, возможности (соответствующих пунктов) для внесения предложений по таким критериям, сделанных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе. Также, встречаются случаи, когда уже в проекте государственного контракта, заключаемого по результатам конкурса, содержатся конкретные сведения по показателям, являющимся критериями оценки заявок.

При этом, принимая во внимание невозможность внесения изменений в проект государственного контракта после проведения процедур торгов, такие положения проекта государственного контракта не могут быть изменены, а условия исполнения контракта, предложенные победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе, не могут быть включены в государственный контракт.

Рекомендуем при проведении конкурсов обращать внимание на указанные положения проекта государственного контракта и предусматривать возможность внесения в государственный контракт соответствующих предложений, сделанных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе. Например, можно включать в проект государственного контракта пункты, содержащие прочерки, в которые при заключении государственного контракта могут быть вписаны соответствующие предложения победителя конкурса.

5. При принятии решения об отказе участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах, внимательно анализируйте все документы и сведения, содержащиеся в заявке

Например, согласно положениям Федерального закона № 94-ФЗ заявка на участие в торгах должна содержать документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа (решение о назначении руководителя или о его избрании, приказ о назначении). При этом часто встречаются ситуации, когда из анализа сведений, содержащихся в таком документе, комиссией делается вывод о том, что данный документ на самом деле не подтверждает полномочий руководителя.

В качестве примера рассмотрим ситуацию с участником торгов, являющимся обществом с ограниченной ответственностью:

- в решении об учреждении общества с ограниченной ответственностью указано, что единственный участник данного общества принял решение возложить обязанности генерального директора на себя. Вместе с  тем, каких-либо сроков таких полномочий в решении не содержится;

- согласно уставу указанного общества генеральный директор избирается сроком на 5 лет, а последствия истечения срока полномочий руководителя организации в уставе не определены;

- при этом указанный 5 летний срок на дату подачи заявки данного участника размещения заказа на участие в торгах истек.

В таком случае комиссией, исходя из анализа и сопоставления вышеизложенных сведений, зачастую принимается решение об отказе участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах на основании не подтверждения им (отсутствия документа) полномочий руководителя. Однако необходимо учитывать, что указанные сведения сами по себе напрямую не свидетельствуют об отсутствии полномочий у данного лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа. Кроме того, необходимо принимать во внимание положения законодательства, регулирующие данную сферу.

Так, в нашем примере:

- Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» также не определены последствия истечения срока полномочий руководителя организации;

- согласно ст.58 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Таким образом, если какие-либо гражданско-правовые последствия истечения срока, на который лицо избрано на должность единоличного исполнительного органа, законом и учредительными документами организации не предусмотрены, то истечение этого срока не означает прекращение полномочий данного лица, и он вправе выполнять функции единоличного исполнительного органа до момента избрания нового руководителя.

В связи  с изложенным, если из документов, предоставленных в составе заявки участника размещения заказа, прямо не следует, что полномочия лица избранного или назначенного на должность единоличного исполнительного органа такого участника прекращены, отказ такому участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах может быть признан контролирующими органами неправомерным.

При принятии решения об отказе участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах необходимо оценивать только фактические сведения (или противоречия между сведениями) и документы, содержащиеся в заявке такого участника.