Наша работа – это только жизнеспособные решения,
безупречный профессионализм, четкое выполнение
договоренностей, соблюдение деловой этики, корректное
и уважительное отношение к нашим заказчикам.
Центр
подрядных
торгов
в строительстве
(495) 181-51-38
Главная / О компании / Пресс–центр / Публикации (и/ комментарии) специалистов / Специфика формирования документации о закупке в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Специфика формирования документации о закупке в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»


Медвецкая Екатерина

Ведущий менеджер ООО «ЦПТС»

Со вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ о закупках) Заказчики, которые подпадают под его действие, разработали и утвердили собственные Положения о закупках товаров, работ, услуг и уже второй год проводят процедуры закупок в соответствии с утвержденными документами.

Одним из самых важных моментов при проведении любых процедур закупок является разработка и формирование документации о закупке, ведь условия, прописываемые в документации о закупке, должны соответствовать не только нормам Закона № 223-ФЗ о закупках, но и всем нормам Положения о закупках Заказчика, и, что немаловажно, - не противоречить положениям Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в действующей редакции). В связи с этим у Заказчиков часто возникают вопросы, а нередкие ошибки в условиях документации о закупке приводят к поступлению жалоб от участников закупок и даже судебным разбирательствам.

В данной статье мы разберем некоторые спорные вопросы при разработке документации о закупке, а также моменты, на которые нужно обратить особое внимание при формировании таких документаций.

Частью 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливается перечень сведений, которые должны быть указаны в документации о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При формировании документации о закупке Заказчикам необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:
1.      Недопустимо указывать в документации о закупке положения или требования, противоречащие нормам утвержденного Положения о закупках Заказчика;
2.      Перечень сведений, которые должны быть указаны в документации о закупке, установленный частью 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках, является обязательным и распространяется на любые процедуры закупки, проводимые Заказчиком;

В этой связи  важно отметить ряд проблемных вопросов.

Нередко Заказчики публикуют на официальном сайте только извещение о запросе котировок, полагая, что для данной процедуры закупки документация процедуры закупки не нужна, поскольку сведений для проведения такой закупки требуется не много и размещать несколько документов не целесообразно (такую же ошибку, соответственно, нередко можно видеть и в Положениях о закупках некоторых Заказчиков). Однако не размещение на официальном сайте документации о закупке противоречит части 5 статьи 4 Закона №223-ФЗ о закупках, в котором указано: «При закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи».

Хорошим решением данной проблемы, может быть, например, следующее: чтобы не дублировать информацию по «коротким» процедурам закупки (запросам котировок или запросам предложений) в нескольких документах (извещение о закупке, документация о закупке) Заказчик размещает на официальном сайте один документ, который называет, например, «Извещение-документация о проведении запроса котировок», и в который включают все обязательные  сведения в соответствии с частями 9 и 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, что можно расценить как соблюдение всех требований указанного Закона.

Нередко в документации запроса котировок или документации об аукционе Заказчики не указывают сведения, требуемые в соответствии с пунктами 12-13 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках (критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке).

Для соблюдения этих положений Закона №223-ФЗ рекомендуем Заказчикам не забывать в документации запросов котировок и документации об аукционах включать, например, такие формулировки:
- единственным критерием определения победителя процедуры закупки является цена;
- победителем процедуры закупки будет признан участник закупки, предложивший наименьшую цену.

3.      Перечень сведений, которые должны быть указаны в документации о закупке, установленный частью 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках не является исчерпывающим, и в зависимости от проводимой процедуры закупки и содержания Положения о закупках Заказчика документация о закупке может быть дополнена другими необходимыми Заказчику сведениями и требованиями.

В этой связи  важно отметить следующие моменты:
-При формировании документации об аукционе важно не забывать указывать такие сведения, как шаг аукциона и порядок проведения процедуры аукциона.
- Если Положением о закупках установлена возможность Заказчика устанавливать в документации о закупке требования к обеспечению заявки или обеспечению исполнения договора, - важно в документации о закупке указывать подробную информацию о формах, сроках и порядке внесения таких обеспечений.
- Частью 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. В этой связи Заказчику необходимо обратить внимание  на необходимость установления в Положении о закупках и, соответственно, документациях о закупках условия участия в процедурах закупок участников, являющихся группой лиц (коллективными участниками), а также перечень предоставляемых такими участниками документов, и, что очень важно, - порядок определения соответствия таких участников квалификационным требованиями (если такие требования установлены).

Пример установления таких требований в конкурсной документации на выполнение строительных работ:

«Каждая организация, входящая в состав коллективного участника, должна отвечать требованиям настоящей конкурсной документации в части правоспособности, а также в части наличия соответствующих лицензий, допусков, опыта и ресурсного обеспечения (в соответствии с распределением объемов работ).

  • При оценке количественных параметров деятельности членов объединения эти параметры суммируются. Не подлежащие суммированию показатели должны быть в наличии хотя бы у одного члена объединения.
  • Члены объединений, являющиеся коллективными участниками, должны иметь соглашение между собой (или иной документ), соответствующий нормам Гражданского кодекса Российский Федерации, и отвечающее следующим требованиям:

- в соглашении должны быть четко определены права и обязанности сторон как в рамках участия в конкурсе, так и в рамках исполнения Договора;

- в соглашении должно быть приведено четкое распределение объемов и стоимости выполняемых каждой организацией, а также сроков выполнения работ (поставки товаров/оказания услуг);

- в соглашении должен быть определен лидер, который в дальнейшем представляет интересы каждой из организаций, входящих в коллективного участника, во взаимоотношениях с Заказчиком;

- в соглашении должна быть установлена субсидиарная ответственность каждой организации по обязательствам, связанным с участием в конкурсе, и солидарная ответственность за своевременное и полное исполнение Договора;

- соглашением должно быть предусмотрено, что все операции по выполнению Договора в целом, включая платежи, совершаются исключительно с лидером, однако, по инициативе Заказчика, данная схема может быть изменена.

  • В связи с вышеизложенным коллективный участник готовит конкурсную заявку с учетом следующих дополнительных требований:

- конкурсная заявка должна включать сведения, подтверждающие соответствие каждой организации, составляющей коллективного участника, установленным требованиям в части правоспособности, а также нотариально заверенные копии соответствующих лицензий, допусков (если требуются в соответствии с Информационной картой конкурса), информацию об опыте и ресурсном обеспечении (на привлекаемый объем).

- конкурсная заявка подготавливается и подается лидером от своего имени со ссылкой на то, что он представляет интересы коллективного участника;

- в состав конкурсной заявки дополнительно включается нотариально заверенная копия соглашения между организациями, составляющими коллективного участника;

- конкурсная заявка дополнительно должна включать сведения о распределении объемов работ между организациями, составляющими коллективного участника, по установленной в настоящей Конкурсной документации форме (приложение....).

  • Любая организация может входить в состав только одного коллективного участника.
  • Организация, входящая в состав коллективного участника, не имеет права самостоятельно принимать участие в процедуре закупки в качестве участника или соисполнителя».

Установление в документации о закупке ясных и подробных требований к коллективным участникам позволит избежать споров, жалоб, а также судебных разбирательств

(Судебная практика по аналогичному вопросу - судебные акты арбитражного суда Калужской области по делу № А23-4195/2012;

- ссылка на карточку дела: http://kad.arbitr.ru/Card/e93e0a3a-281a-425e-b439-f7577c54d5a4 )

Для соблюдения принципов, установленных в пункте 4 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках (отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки) при установлении квалификационных требований к участникам закупки или при проведении предварительных квалификационных отборов важно устанавливать измеряемые требования, что позволит избежать споров, жалоб, а также судебных разбирательств. (Судебная практика по аналогичному вопросу - решение арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2013 г. по делу № А40-168108/12;

- ссылка на карточку дела: http://kad.arbitr.ru/Card/8e72efad-02ca-4c5d-8e3f-126ca215300c )

Из положений части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках следует возможность внесения изменений в заключенный по результатам закупочной процедуры договор, однако при этом должны соблюдаться предусмотренные частью 1 статьи 3 данного закона принципы (равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика).  Помимо этого действия заказчика также должны соответствовать требованиям антимонопольного законодательства (например,  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

На основании вышеизложенного рекомендуем Заказчикам указывать в Положении о закупках, а также в документации процедуры закупки ограниченный перечень случаев возможных изменений условий заключенного договора, например, изложив таким образом:

«В ходе исполнения договора на поставку товара Заказчик по согласованию с Поставщиком вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренной договором количество товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен договор. При поставке дополнительного количества таких товаров Заказчик по согласованию с Поставщиком вправе изменить первоначальную цену договора пропорционально количеству таких товаров, но не более чем на десять процентов такой цены договора, а при внесении соответствующих изменений в договор в связи с сокращением потребности в поставке таких товаров Заказчик обязан изменить цену договора указанным образом. Цена единицы дополнительно поставляемого товара и цена единицы товара при сокращении потребности в поставке части такого товара должны определяться как частное от деления первоначальной цены договора на предусмотренное в договоре количество такого товара.

В ходе исполнения договора на выполнение работ Заказчик по согласованию с Исполнителем (Подрядчиком) вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный договором объем работ при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен договор, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных договором, но связанных с работами, предусмотренными договором. При выполнении дополнительного объема таких работ заказчик по согласованию с Исполнителем (Подрядчиком) вправе изменить первоначальную цену договора пропорционально объему таких работ, но не более чем на десять процентов этой цены договора, а при внесении соответствующих изменений в договор в связи с сокращением потребности в выполнении таких работ заказчик обязан изменить цену договора указанным образом».

Также важно в документации о закупке указывать сведения о возможности, порядке и сроках отмены Заказчиком процедуры закупки или отказа Заказчика от заключения договора (если такая возможность установлена по коротким процедурам закупки в Положении о закупках Заказчика), что позволит заказчику в случае, если в закупке отпала необходимость, избежать судебных разбирательств.

(Судебная практика по аналогичному вопросу:

- акты арбитражного суда Ярославской области по делу № А82-15113/2012; ссылка на карточку дела: http://kad.arbitr.ru/Card/a9862841-b09e-4578-8dd9-109cff678d69,  

- постановление 13-го арбитражного апелляционного суда от 16.04.2013 г. по делу
№ А42-5881/2012; ссылка на карточку дела: http://kad.arbitr.ru/Card/98716f95-9036-4298-8026-af7f02919972)

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке Заказчика. Следовательно, чем подробнее и качественнее с точки зрения соответствия действующему законодательству написано Положение о закупках Заказчика, – тем меньше будет возникать жалоб участников закупок на действия Заказчика.