Наша работа – это только жизнеспособные решения,
безупречный профессионализм, четкое выполнение
договоренностей, соблюдение деловой этики, корректное
и уважительное отношение к нашим заказчикам.
Центр
подрядных
торгов
в строительстве
(495) 181-51-38
Главная / О компании / Пресс–центр / Публикации (и/ комментарии) специалистов / Общественный контроль и обязательное общественное обсуждение закупок

Общественный контроль и обязательное общественное обсуждение закупок


Кипароидзе Александр,

Начальник производственно-­технического отдела ООО «ЦПТС»

Принятие Закона о контрактной системе явилось еще одним шагом на пути со­вершенствования сферы закупок. Этим законом вводится ряд новаций, в числе которых - уста­новление на законодательном уровне порядка осуществления общественного контроля за соблюдением требований законодательства российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (далее - общественный контроль), установление случаев обязательного обще­ственного обсуждения закупок и осуществле­ния порядка его проведения.

Одной из причин введения указанных норм закона является назревшая потребность со­вершенствования контроля, в т. ч. обществен­ного, в области закупок.

В последние годы появилось большое коли­чество как общественных организаций, часть из которых скандально известны, так и частных лиц (граждан), которые подают жалобы на за­казчиков, пишут письма во всевозможные инстанции, тем самым пытаясь добиться справед­ливости и указать на имеющие место злоупот­ребления. Государство не могло на это не отреагировать, и в Законе о контрактной систе­ме были вписаны соответствующие нормы и тем самым созданы возможности для граждан государства по осуществлению соответствую­щего контроля государственных закупок.

На самом деле большая часть того, что пред­лагает Закон о контрактной системе в отноше­нии общественного контроля, действовало и до его принятия, но не в рамках одного, а не­скольких законов, относящихся к разным отраслям права.

Общественный контроль со стороны граждан

Положениями Закона о контрактной системе (ч. 1 ст. 102) закреплено, что общественный контроль осуществляют и граждане, и обще­ственные объединения, и объединения юри­дических лиц. Однако когда речь заходит о конкретных правах лиц, которые участвуют в общественном контроле, то Закон о кон­трактной системе упоминает исключительно общественные объединения и объединения юридических лиц (ч. 3 ст. 102), т. е. перечисле­ние прав не затрагивает конкретных граждан, по крайней мере в принятой редакции Закона о контрактной системе. Возможно, при внесе­нии изменений в Закон о контрактной системе, которые, безусловно, последуют, указанная си­туация будет исправлена.

Тем не менее у граждан однозначно есть права в рамках федерального закона о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации и в рамках иных нормативных до­кументов об обращении в государственные органы власти и органы местного самоуправле­ния, которыми они могут воспользоваться при возникновении потребности в осуществлении с их стороны общественного контроля.

Основное право обществен­ных объединений и объедине­ний юридических лиц, которое заказчику может доставить наибольшее количество хло­пот, - это то, что они вправе направлять запросы о предо­ставлении информации об осу­ществлении закупок и ходе ис­полнения контракта вне зависи­мости от того, какое они отношение к этим закупкам или контракту имеют. В случае направления такого запроса у заказчика есть 30 дней, чтобы от­ветить на запрос о том, как осуществлялась закупка, почему с такими условиями, а не с иными, и как идет исполнение контракта.

Указанный 30-дневный срок рассмотрения заказчиком запроса установлен федеральным законом о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, поскольку нормой Закона о контрактной системе закре­плено, что запросы о предоставлении инфор­мации об осуществлении закупок и о ходе ис­полнения контрактов, иные обращения, пред­ставленные общественными объединениями и объединениями юридических лиц, рассматри­ваются заказчиками в соответствии с законода­тельством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан.

Кроме того, если в целом говорить о зако­нодательстве порядка рассмотрения обраще­ний граждан, то оно распространяется и на запросы юридических лиц - имеется соответ­ствующая практика (судебная). Подобная практика судов основана на их позиции, что юридическое лицо - это все равно, так или иначе, объединение физических лиц, т. е. граж­дан. Таким образом, на обращения юридиче­ских лиц также распространяются положения законодательства о порядке рассмотрения об­ращений граждан.

Цели осуществления общественного контроля весьма общи и размыты:

•  реализация принципов контрактной системы в сфере закупок;
•  содействие развитию и совершенствованию контрактной систе­мы в сфере закупок:
•  предупреждение и выявление нарушений требований законо­дательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирование заказчиков и кон­трольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.

Иными словами - конкретных целей в общем-то у общественного контроля и нет. Просто необходимо было дать возможность обще­ственным контролерам осуществлять свою деятельность в рамках конкретной нормы закона.

Предусматривается увеличенный срок от­вета (до 60 дней), но это в исключительных случаях, когда требуется направление запроса и получение информации от иных органов. Например, если закупка осуществлялась уполномоченным органом и для ответа необходимо запросить информацию у заказчика. Или, на­пример, если запрос касается и осуществляется процедуры закупки и исполнения контракта, то уполномоченный орган запрашивает необ­ходимую информацию об исполнении контрак­та у заказчика и затем направляет консолидированный ответ на запрос. В силу положений Закона о контрактной системе ответы на такие запросы обязательны. 

Права общественных контролеров: мнимые и противоречивые новации

Какими еще правами в соответствии с ч. 3 ст. 102 Закона о контрактной системе наделены общественные объединения и объединения юридических лиц?
Общественные контролеры вправе гото­вить предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
 Но зададим себе вопрос: если бы указанное положение не было бы закреплено в Законе о контрактной системе, могли бы общественные контролеры готовить предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере за­купок? Безусловно, могли. И точно так же, как и сейчас, такие предложения могли быть рас­смотрены, а могли быть и нет!
Общественные контролеры вправе осу­ществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в т. ч. оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответ­ствия требованиям Закона о контрактной системе.
Указанное положение Закона о контрактной системе ничего не меняет в ситуации, которая действует и на сегодняшний день, поскольку и сейчас можно осуществить мониторинг за­купок и оценивать эффективность закупок. 
Общественные контролеры вправе направ­лять обращение от своего имени в государ­ственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю.
На сегодняшний день поступление инфор­мации в контролирующий орган является ос­нованием для проведения внеплановой про­верки, т. е. указанное положение кардинально ничего не меняет по сравнению с ситуацией, сложившейся на сегодняшний день. 
Общественные контролеры вправе обра­щаться от своего имени в правоохранитель­ные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специ­ализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, долж­ностных лиц контрактной службы, контракт­ных управляющих признаков состава пре­ступления.
Сделаем акцент на том, что ровно точно так же, как и в ситуациях, описанных выше, если бы данное положение не было бы закреплено в Законе о контрактной системе, то в любом случае кто угодно мог обратиться в правоохра­нительные органы в случае выявления при­знаков состава преступления. 
Общественные контролеры вправе обра­щаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации, т. е. в защиту интересов конкретного круга лиц. Иными словами, должен быть конкретный круг лиц, чьи законные интересы нарушены, чтобы общественное объединение или объединение юридических лиц могли бы обратиться в суд.

С другой стороны, даже если бы указанное положениене было бы закреплено в Законе о контрактной системе, то ничего бы не изме­нилось, поскольку и сегодня общественные объединения или объединения юридических лиц могут по доверенности представлять инте­ресы конкретного круга лиц в суде.

Также необходимо отметить, что обществен­ное объединение и объединение юридических лиц могут обжаловать положения документа­ции о закупке. Если же общественное объеди­нение или объединение юридических лиц вы­ступали в качестве участника закупки, то они имеют право обжаловать и иные действия за­казчика.

Обращение является основанием для про­ведения внеплановой проверки, как и любая другая информация, поступающая в контролирующий орган.

Нормативные документы по общественному обсуждению закупок

Как уже говорилось выше, еще одной нова­цией Закона о контрактной системе, способ­ствующей достижению его основных целей, в т. ч. обеспечению гласности и прозрачности осуществления закупок, явилось установление на законодательном уровне случаев обязатель­ного общественного обсуждения закупок и осуществления порядка его проведения.

В целях понимания необходимости урегули­рования на законодательном уровне вопросов, связанных с обязательным общественным об­суждением закупок, рассмотрим, чем на сегод­няшний день регламентирован данный вопрос.

Как сегодня осуществляется общественное обсуждение закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд? Ка­ким нормативным документом закреплена не­обходимость такого обсуждения? Каким обра­зом оно происходит на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации?

Основополагающий ответ: нет ни единого нормативного документа, закрепляющего на сегодняшний день необходимость осуществле­ния обсуждения закупок товаров (работ, ус­луг) для государственных и муниципальных нужд.

Вместо нормативного документа есть пись­мо Заместителя Председателя Правитель­ства РФ (№ АД-П13-4450), в соответствии с которым федеральным органам исполнитель­ной власти предписано обеспечить примене­ние в своей деятельности, а органам исполни­тельной власти субъектов Российской Федера­ции рекомендовано организовать применение государственными и муниципальными заказ­чиками в своей деятельности положений под­готовленного Минэкономразвития России Порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд руб. при размещении заказов на по­ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов РФ, муниципальных нужд, нужд государственных бюджетных уч­реждений, нужд муниципальных бюджетных учреждений.

Безусловно, общественное обсуждение за­купок осуществляется, но не в силу положений нормативного документа, а в силу указания вышестоящего должностного лица, в данном случае Заместителя Председателя Правитель­ства РФ. То есть еще раз обращаем внимание, что указанное письмо не является норматив­ным правовым актом, поскольку ст. 23 Феде­рального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Россий­ской Федерации» определено, что Правитель­ство РФ вправе издавать нормативные акты только в виде постановлений (ненормативные акты могут приниматься Правительством РФ в виде распоряжений).
Порядок проведения общественного обсуж­дения закупок на сегодняшний день регулиру­ется порядком, разработанным Минэкономраз­вития России, но доведенным письмом, а не нормативным документом, и, как следствие, несоблюдение указанного порядка не можетповлечь административную ответственность. Однако неминуемо наступление дисциплинар­ной ответственности у должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, по­скольку это будет квалифицироваться как неис­полнение поручения Заместителя Председателя Правительства РФ.  

Порядок проведения общественного обсуждения

На сегодняшний день общественные обсуж­дения проводятся в отношении закупок с на­чальной (максимальной) ценой контракта 1 млрд руб. и выше.

Как происходит общественное обсуждение? Заказчик размещает заказ с начальной (макси­мальной) ценой контракта, удовлетворяющей указанным выше требованиям, на Официаль­ном сайте. В этот же момент автоматически на форуме в разделе «Общественные обсуждения» появляется соответствующая тема, в которой любой участник общественного обсуждения, которым может быть любое физическое и юри­дическое лицо, может изложить свои замечания (комментарии) в отношении данной закупки по следующим аспектам:
■  целесообразность размещения заказа;
■  соответствие документации о торгах требовани­ям законодательства Российской Федерации (в т.ч. наличие факторов, необоснованно огра­ничивающих конкуренцию, невыполнимых или необоснованно затрудняющих выполнение кон­тракта условий, некорректных технических тре­бований, избыточных функциональных или ка­чественных характеристик и др.);
■  обоснованность НМЦК.

Сегодня есть ряд общественных организаций, которые весьма активно принимают участие в обсуждении таких «крупных» закупок, и в том случае, если заказчик не реагирует, то направля­ют жалобу в контролирующий орган.
В соответствии с п. 1 раздела II Порядка общественное обсуждение проводится в два этапа. 

Первый этап: обсуждение заказов на ООС

Первый этап общественного обсуждения начинается со дня размещения извещения о проведении торгов и заканчивается не позд­нее чем за 15 дней до даты окончания приема заявок на участие в торгах, иными словами, обсуждение происходит лишь в период подачи заявок и заканчивается не позднеесрока, когда может быть отменено размещение заказа.

Заказчик (уполномоченный орган) публику­ет ответы на поступившие комментарии участ­ников общественного обсуждения на ООС и направляет ответ на электронную почту ав­тора комментария в течение двух рабочих дней со дня поступления комментария.
По результатам проведения первого этапа общественного обсуждения заказчик может внести изменения в документацию, отменить или продолжить размещение заказа без изме­нений.

После окончания общественного обсужде­ния на ООС заказчик (уполномоченный орган) формирует промежуточный протокол общественного обсуждения (далее - промежуточный протокол), который содержит все поступившие комментарии и ответы заказчика (уполномо­ченного органа) на них.

Заказчик (уполномоченный орган) не позд­нее чем за 1 день до проведения второго этапа общественного обсуждения направляет про­межуточный протокол в ФАС России, которая может принять какие-то меры реагирования, провести внеплановую проверку, выдать предписание об устранении нарушений. Помимо направления протокола в контролирующий орган заказчик размещает промежуточный протокол в карточке заказа в качестве разъяс­нений к документации. 

Второй этап: проведение заказчиком очного публичного обсуждения

Второй этап общественного обсуждения проводится в виде очных открытых публичныхслушаний, т. е. любой желающий может прий­ти в место, в дату и время, указанное заказчи­ком, и задать любые вопросы, которые его интересуют.
В рамках проведения второго этапа обяза­тельно присутствие руководителя заказчика, хотя это не совсем правильно, поскольку ли­цам, участвующим в общественном обсужде­нии, важно получить ответы на конкретные вопросы, а руководитель в подавляющем большинстве случаев не тот человек, который может ответить на конкретные вопросы. Ско­рее, на таких встречах необходимо присутствие лица, способного дать четкие и подробные пояснения.
Информация о дате, времени и месте про­ведения публичных слушаний, а также порядке доступа к участию в них, в т. ч. информация о пропускном режиме, публикуется заказчиком (уполномоченным органом) на ООС. Отдельно заказчик должен уведомить о дате и времени второго этапа всех лиц, которые принимали участие в первом этапе общественных обсуж­дений, т. е. всех тех лиц, которые писали в форуме. Если заказчик знает адреса их элек­тронной почты, то направляет приглашение по электронной почте, если же не знает, то пишет сообщение на форуме.В ходе публичных слушаний заказчик под­водит итоги первого этапа общественного об­суждения, комментирует отдельные поступив­шие замечания и предложения участников.
По итогам публичных слушаний заказчик (уполномоченный орган) формирует и разме­щает на ООС не позднее чем за 5 дней до дня окончания приема заявок на участие в торгах итоговый протокол, содержащий одно из двух возможных решений:
■  внесение изменений в документацию в соответ­ствии с результатами общественного обсужде­ния;
■  продолжение процедуры размещения заказа без внесения изменений.
С уверенностью можно сказать, что сложив­шаяся на сегодняшний день практика показы­вает, что фактически общественное обсуждение не является причиной для отмены закупки или для выяснения изменений в положении до­кументации. 

Начало действия норм по обсуждению закупок 

С момента вступления в силу Закона о кон­трактной системе (1 января 2014 г.) по 31 декаб­ря 2015 г. обязательное общественное обсужде­ние закупок будет проводиться в порядке, установленном Минэкономразвития России, т. е. данное ведомство установит порядок про­ведения обязательного общественного обсуж­дения закупок нормативным документом (приказом или распоряжением). Можно пред­положить с высокой степенью вероятности, что порядок обязательного общественного обсуждения закупок не изменится по сравне­нию с ныне действующим порядком, тем бо­лее что функционал ООС настроен на соот­ветствующие действия. Так зачем изобретать то, что уже работает?!
Начиная с момента вступления в силу по­ложений ст. 20 Закона о контрактной системе Правительством РФ будут установлены случаи обязательного общественного обсуждения за­купок и его порядок. Общественные обсужде­ния будут начинаться с даты размещения плана закупок в единой информационной системе (т. е. фактически за 3 года) и должны будут заканчиваться не позднее срока, до истечениякоторого определение поставщика может быть отменено заказчиком. По конкурсу и аукциону такой срок составляет 5 дней, по запросу коти­ровок - два дня, но с запросом предложений есть некая неопределенность по срокам оконча­ния обязательного общественного обсуждения. Согласно положениям Закона о контрактной системе запрос предложений отменен быть не может, а следовательно, и обязательные обще­ственные слушания не заканчиваются. Остается ждать либо изменений в Закон о контрактной системе, либо постановления Правительства РФ, которое, возможно, урегулирует сложившу­юся ситуацию. Хотя, с другой стороны, посред­ством запроса предложений проводятся достаточно специфические закупки, поэтому по ним, возможно, и не потребуется проведение обяза­тельных общественных обсуждений.

Закупки, подлежащие обязательному обще­ственному обсуждению, не могут быть осу­ществлены без его проведения. Соответственно если вдруг по каким-либо причинам закупка, подлежащая обязательному общественному обсуждению,проведена будет без него, то такая закупка автоматически будет являться недействительной.

Иные случаи и порядок обязательных обще­ственных обсуждений в дополнение к поста­новлению Правительства РФ могут быть уста­новлены законодательством субъектов, норма­тивными правовыми актами муниципальных образований. Например, нормативным право­вым актом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что обязательным общественным обсуждениям подлежат закупки медицинской техники на сумму свыше 300 млн руб.

Заказчик по результатам обязательного об­щественного обсуждения может внести изме­нения в планы закупок, в планы-графики, до­кументацию о закупках или закупки могут быть отменены.

В заключение необходимо отметить, что со­гласно положениям ст. 114 Закона о контракт­ной системе обязательные общественные об­суждения закупок в соответствии с требовани­ями ст. 20 Закона о контрактной системе будет необходимо проводить лишь начиная с 2016 г.