Центр
подрядных
торгов
в строительстве
(495) 181-51-38
Главная / Информация и решения ФАС / РЕШЕНИЕ по делу № 223ФЗ-756/17 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

РЕШЕНИЕ по делу № 223ФЗ-756/17 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.


РЕШЕНИЕ
по делу № 223ФЗ-756/17 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
01.08.2017 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии – <...>
членов комиссии: <...>
при участии представителей: <...>
рассмотрев жалобу ООО «РТ-Инжиниринг» от 05.05.2017 № 19/159- ФАС на действия (бездействие) заказчика АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» при проведении электронного аукциона на право заключения договора на
поставку вертикального токарного станка с числовым программным управлением (извещение № 2073400000217000025) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «РТ-Инжиниринг» (далее - Заявитель) от 05.05.2017 № 19/159-ФАС на действия (бездействие) заказчика АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку вертикального токарного станка с числовым программным управлением (извещение № 2073400000217000025) (далее — Аукциона, Жалоба).
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением,
государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое
юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

22.06.2017 в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее – Извещение, Документация).
Согласно Извещению источник финансирования закупки: бюджетные инвестиции в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона о контрактной системе и собственные средства Заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
1. Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске на участие в Аукционе;
2. Заказчиком в Документации установлены избыточные требования к оборудованию по предмету Аукциона;
3. Заказчиком в Извещении и Документации допущены разночтения в части величины обеспечения договора;
4. Заказчиком ненадлежащим образом оформлен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе.
Рассмотрев информацию, документы, размещенные в ЕИС по данной закупке, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не
допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:
– согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его
словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
– конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии),
фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Пунктом 16.1 Документации установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в пункте 25 Документации
(Техническое задание), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок первых частей заявок на участие в Аукционе от 17.07.2017 б/н (далее — Протокол рассмотрения заявок) Заявителю отказано в допуске в связи с несоответствием информации,
предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям Документации.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представителем Заказчика представлены материалы, заявки участников Аукциона, при этом не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о несоответствии
заявки Заявителя требованиям Документации.
Таким образом, Комиссия России приходит к выводу о неправомерных действиях Заказчика, в части отказа в допуске к участию в Аукционе Заявителю, первая часть заявки которого признана Заказчиком несоответствующей требованиям Документации.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации установлены избыточные требования к оборудованию по предмету Аукциона, а именно технические требования к станине станка.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным
заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В ряде пунктов Технического задания Документации установлены требования к химическому составу оборудования по предмету Аукциона, например структура чугуна должна содержать углерода 3,2 — 3,8%, кремния 1,9 — 2,6%, марганца 0,6 — 0,8%, фосфора до 0,12%, серы до 0,3%.
При этом согласно подпункту 2 пункта 16.1 Документации первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании Документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в Документации установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо
конкретных показателей товаров, предлагаемых к поставке, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию, а также избыточное требование к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Извещении и Документации допущены разночтения в части величины обеспечения договора.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о
контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что в информационной карте Документации, размещенной в ЕИС, установлен размер обеспечения договора, а именно в 46 927 200,00 рублей, при этом согласно
Извещению размер обеспечения составляет 15 642 400,00 рублей.
Вместе с тем, представитель Заказчика подтвердил наличие технической ошибки и сообщил, что указанная ошибка произошла в следствии внесения изменений в Документацию.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
Вместе с тем выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
4. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком ненадлежащим образом оформлен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе.
Пунктом 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным
документацией о нем.
На заседании Комиссии установлено, что в Протоколе рассмотрения заявок отсутствует обоснование решения об отказе участникам закупки в допуске к участию в Аукционе, в том числе не указаны положения документации об Аукционе, которым не соответствуют заявки участников закупки, а также положения заявки на участие в Аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, составившей Протокол рассмотрения заявок, не содержащий обоснования решения об отказе участникам закупки в допуске к участию в Аукционе, нарушают пункт 2 части 6
статьи 67 Закона контрактной системе.
Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.
5. Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Подпунктом 3 пункта 16.2 Документации установлено требование о предоставлении участниками Аукциона в составе второй части заявки на участие в Аукционе декларации о том, что участник Аукциона не является
офшорной компанией.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Документации излишнее требование к составу заявки участника закупки, а именно предоставление декларации о том, что
участник закупки не является офшорной компанией, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
6. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к
участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пунктах 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
7) Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного
бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В подпункте 5 пункта 13 Документации установлены требования к участникам закупки, в том числе: «Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за
исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации».
Таким образом, требование к участникам закупки, установленное в подпункте 5 пункта 1.2 документации об Аукционе, не соответствует пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что нарушает часть 3 статьи 64 закона о контрактной системе.
8. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 16.3 Документации установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, в том числе установлено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в пункте 25 Документации (Техническое задание), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. При этом Показатели заполняются по форме 1, в соответствии с пунктом 25 документации об открытом аукционе в электронной
форме (Техническое задание), при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование формулировок "не более", "не менее", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара. Форма 1 является рекомендованной для участника осуществления закупки и участник осуществления закупки вправе представить требуемые сведения в любой другой форме.
Вместе с тем, учитывая формулировку пункта 16.3 Документации Комиссия ФАС России приходит к выводу, что вышеуказанная инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет участникам закупки
надлежащим образом сформировать первую часть заявки.
Таким образом, действия Заказчика не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению заявки нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «РТ-Инжиниринг» от 01.06.2017 б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку
вертикального токарного станка с числовым программным управлением (извещение № 2073400000217000025) обоснованной.
2. Признать АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 64, часть 6 статьи 66, пункта 2 части 6 статьи 67, часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.